• Контактная информация:
  • Телефон: +38 068 734-10-37
  • Skype: dezmaster
  • Jabber: dezmaster@gmail.com
  • ICQ: 486914

Сайт Ярослава Бирзула Пишу о дизайне интерфейсов, менеджменте и всяком другом. Работаю в UXDepot

Белое пространство

в категории: ДизайнКомментариев: 28

Я давно хотел написать что-либо полезное на такую благородную тему, как эта, но мне постоянно удавалось найти какую-то другую, более легкую в восприятии читателей тему, и всё таки сегодня я решился.

Написать именно сегодня я решил спонтанно, неожиданно, т.к. не нашел никакой конкретной информации об этом инструменте юзабилити в рунете. Зарубежом я нашел всего несколько статей посвященных whitespace в очеловечивании сайта, но они оказались довольно таки полезными, и я их с удовольствием почитал, а теперь хочу восполнить пробел и в статьях рунета.

whitespace

Как ни странно и загадочно бы это звучало, но данный вид разделителя накорню забывается практически всеми начинающими юзабилистами — ведь кажется, что лучше использовать линии, цвета, полосы, чтобы отделить несколько блоков друг от друга — это самая большая ошибка, которую только можно допустить.

Изначально пустое, белое пространство — чистый лист. Я думаю, вы наверняка рисовали когда-то на обычном листе А4 формата. Так вот — когда вы рисовали несколько рисунков я глубоко сомневаюсь, что вы использовали в качестве раздлителя своих каляк-маляк линии. Наверняка вы рисовали небольшие рисунки в разных частях листа, и это помогало воспринимать их как отдельные элементы. Та же ситуация и в сайтостроении — чтобы показать, что какой-либо элемент не принадлежит другому, или не является с этим самым другим одним целым — их нужно разделить. Логично? Я думаю да. А делить мы будем девственным, белым пространством.

Что?

Итак, для начала давайте подумаем над самим определением для белого пространства, или как его называют зарубежом — whitespace.

Макро whitespace

WhiteSpace (или Белое пространство) — расстояние между несколькими логическими блоками на сайте, которое помогает эти же блоки отделить друг от друга, улучшает общую композицию на сайте. Делится на два разряда — макро, микро, что позволяет определить специфику воздействия на пользователя для каждого из них.

Что нужно понимать под макро и микро? Я думаю вы уже догадались чисто интуитивно, что макро — это большое белое пространство, которое определяет между собой сами логические блоки на сайте. Микро же — определяет пустое пространство между несколькими элементами уже в самом блоке.

Микро whitespace

Зачем?

Что это за зверь я думаю вы поняли, и вопросов по этому поводу быть не должно. Зато наверняка будут вопросы зачем же белое пространство вообще нужно? С этим всё просто — пустое пространство нужно как альтернатива линиям, полосам, и другим неблагородным элементам.

Да, линии, и т.п. подобные вещи помогают разделить логические блоки между собой, но в ущерб качеству в общем и композиции. Линии — это вообще жуткая жуть из всех самых жутких способов разделить что-то. Линии — вещь слишком опасная для юзабилити и использовать её нужно только в самых крайних случаях.

Текст без белого пространства

Итак, всё же зачем? Для того чтобы отделить несколько логических блоков между собой. Как уже сказано выше — линия не самым лучшим образом играет эту роль, поэтому и приходится обращаться за помощью к пустому, благородному пространству.

Белое пространство также помогает разделить логические части между собой и в тексте. Кстати этот прием напрямую идет из типографики.

Текст с белым пространством

Как?

Использовать белое пространство нужно с умом. Просто наляпав побольше пустоты в различных местах удобства не добьешься. Добавлять белое пространство стоит только в определенные места на сайте, а именно:

  • Между заголовком и основным текстом
  • Между двумя явными блоками (На моем примере — «Рубрики» и «Последние записи».
  • Между элементами в отдельном блоке, которые никак логически не связаны
  • Между двумя схожими элементами, дабы избежать каши в головах пользователей (см. выше мою подписку на rss — между двумя элементами есть пустое микро-пространство)
  • Между изображением и текстом (Я решил эту задачу добавив 10-пиксельную окантовку в каждом сопровождающем изображении, это тоже выход)

Причем явно не стоит использовать whitespace в таких ситуациях как:

  • Если между двумя элементами есть заметная логическая связь
  • Если между два блока определены как единое целое, и не могут быть разорваны, чтобы не ухудшить восприятие.

Выводы

Использовать белое пространство не просто можно, но и нужно. Причем не в сочетании с другими способами разделения, а в одиночестве — выкиньте на свалку раздражающие глаз линии, полосы и т.п. мишуру, которая в замен требует ухудшения восприятия вашего сайта. Ударим по линиям благородным, чистым пространством.

Тем временем

1. Мишка Квакин придумал усыГи... Жуть какая-то.

2. Юра Гугнин пишет о моде на треш в дизайне.

3. Сергей Чаботько обозревает СЕО блоги.

4. Футуриус раскрывает планы относительно будущего своего блога.

Читатели оставили 28 хороших комментариев

Напишите свой комментарий
  1. ZAV39 написал этот ответ 12 января, 2008 в 05:29

    Да, пространство рулит :)

  2. Ярослав Бирзул написал этот ответ 12 января, 2008 в 07:42

    ZAV39, еще как, главное потом самому о нем не забывать :)

  3. McBumf написал этот ответ 12 января, 2008 в 23:21

    Странно слышать столько негатива относительно линий, полос и «т.п. мишуры». Надеюсь это шутка? Я всегда считал эти элементы, как впрочем и белое пространство, основами основ вэб-дизайна и юзабилити. Безусловно, не стоит с ними перебарщивать и пихать как разделители всего и вся, но и так категорично пренебрегать, думаю то же не дело. на многих сайтах с эталонными интерфейсами (facebook, wikipedia) линии используются и для отделения заголовка от содержания, и между явными блоками. Так что, главное знать меру и как раз не зацикливаться на чем-то одном. Я понимаю, ваш блог, в основном, читают люди, у которых присутствует вкус и чувство гармонии, но если вдруг заглянет какой-нибудь дилетант, он может принять вывод этой статьи буквально и массово кремирует ни в чем неповинные полосы и линии в своём недодизайнерском сознании +)

    А в целом за статью спасибо! Как раз столкнулся с необходимостью убедить клиента в том, что белое пространство- это добро, а делать разные версии дизайна, чтобы наглядно ему это продемонстрировать- в лом +) Но с вашими аргументами, думаю и на словах его удасться убедить, если вы, конечно не против +)

  4. Ярослав Бирзул написал этот ответ 13 января, 2008 в 02:32

    McBumf, линии раздражают глаз в своем стандартном виде — белое пространство — нет :) Разумеется, пользуйтесь статьей )

  5. rusblaze написал этот ответ 15 января, 2008 в 18:07

    Ох и не всегда линии раздражают. Возьмите те же порталы. Куда там без линий? Да, пустое пространство — замечательный инструмент. Но, скажите, чем Вам так линии не угодили?

  6. Ярослав Бирзул написал этот ответ 15 января, 2008 в 19:37

    rusblaze, я не говорю, что их использовать поголовно не нужно, или что они самое главное зло на земле — просто они явно проигрывают whitespace в качестве разделителя информации.

    Если нет — покажите положительные примеры, где пустое пространство проигрывает.

  7. rusblaze написал этот ответ 16 января, 2008 в 11:25

    Честно искал. Искал сайт (не блог, а именно сайт. Блоги — отдельная песня), где белое пространство решало бы все проблемы разделения информационных блоков и где линии явно лишние. Единственный более-менее приближенный к этому идеалу сайт: kommersant.ru. Но и тут видим цветовое, стилевое деление на блоки, а так же столь нелюбимые Вами линии (что интересно, здесь они используются по-минимуму, да и не выделяются. Но роль свою выполняют на ура).

    Кроме того, наткнулся на несколько сайтов, где линии правят бал (www.yahoo.com, www.cnn.com etc.) и один, где whitespace явно проигрывает (news.bbc.co.uk). Надеюсь, я правильно Вас понял? :)

  8. Ярослав Бирзул написал этот ответ 16 января, 2008 в 11:37

    rusblaze, я нанесу ответный удар :)

    1. С каких пор блог стал не сайтом?

    2. Главный авторитет — Хабрахабр — www.habrahabr.ru — никаких лишних линий.

    3. Второй авторитет — Газета — www.gazeta.ru

    4. Третий авторитет — Memori.ru — интерфейс на который поклоняются.

    5. Еще авторитет — Google

    6. Ну и интерфейс, которому вообще можно поклонятся — почему-то абсолютно не содержит линий: www.yandex.ru (ya.ru)

    Yahoo, CNN с точки зрения юзабилити проигрывают даже украинской Meta (www.meta.ua), не стоит их в пример приводить.

    Посмотрев BBC News — не согласен, что там whitespace что-то и кому-то проигрывает :)

    news.bbc.co.uk — содержит кучу линий, а пустого пространства как раз там мизер, всё сжато, как-будто места нехватало для всего.

  9. Ярослав Бирзул написал этот ответ 16 января, 2008 в 11:40

    Еще в качестве аргумента могу привести в пример интерфейс, который разработал я, но недавно. Извиняюсь — картинка вылезет за поля, большая она.

    Это огромный портал, где отсутствует любое разделение кроме whitespace, и к счастью я сумел воспользоваться только им.

    + новый дизайн этого блога тоже отличается удобством и не содержит никаких разделителей, вроде линий (увидите через недельку).

  10. rusblaze написал этот ответ 16 января, 2008 в 12:19

    Так. Наша песня хороша, начинай сначала. Линии есть везде, куда Вы указали (в том числе и на Яндексе ;)) Такие вещи, как цветовое выделение блоков используется и на Вашем новом интерфейсе. Видимо, я что-то не так понял :(

    Теперь по порядку.

    1) блоги — сайты, но специфические. Между прочим, я не оспариваю пользу whitespace. Загляните на мой бложек, там есть ТОЛЬКО пустое пространство в качестве разделителя.

    2) Хабрахабр не такой уж и авторитет, честно говоря. Кроме того, структура явно блоговая, а блоги я трогать не хочу...

    3) Мемори — хороший интерфейс. Понятность и простота восприятия достигаются, в основном, за счет того же цветового деления и ... линий :)

    5 — согласен, качественно

    6 — не до конца согласен. Местами бред, но яндекс вообще отдельная и долгая песня :)

    Найдите 10 принципиальных отличий главных страниц meta и yahoo... :)

    Короче. Чтобы избежать флудовости записей... Использовать линии и прочие «неблагородные» разделители не только можно, но и нужно. К месту. Со вкусом. Без них как-то бедновато. А юзабилити — это далеко не только понятность. Насыщенность и грамотность интерфейса (особенно, веб) приносят удовольствие, что очень важно.

    Касательно нового интерфейса, представленного картинкой... Как уже сказано, есть неблагородные разделители. ОЧЕНЬ мало (респект, что получилось:)), но есть. Думаю, прочие качества интерфейса обсуждать здесь не будем? ;)

  11. Ярослав Бирзул написал этот ответ 16 января, 2008 в 12:45

    1. Да, я уже смотрел.

    2. С каких пор Хабр не авторитет? :)

    3. Линий на мемори нет

    Полемики не избежать — поголовно использовать линии не стоит, т.к. глаз пользователя на них явно вязнет.

    Сойдемся на том, что линиями злоупотреблять не стоит и употреблять только там, где не помогает whitespace.

  12. rusblaze написал этот ответ 16 января, 2008 в 13:44

    Хабр не так авторитетен... Ну, для меня например, после пары статей на неактуальные темы.

    Касательно линий... Хотелось бы вставить картинку :) Ладно, видимо мы линиями разные элементы называем.

    Я бы предложил сойтись на том, что нужно использовать тот тип разграничителя, который подходит для данного дизайна, не постулируя whitespace, как самый-самый лучший :). Собственно, эту мысль я и хотел выразить в комментариях к Вашей статье.

    Злоупотреблять вообще ничем не стоит ;)

    Спасибо за диалог!

  13. Ярослав Бирзул написал этот ответ 16 января, 2008 в 13:47

    rusblaze, и вам :)

  14. Yorick написал этот ответ 18 января, 2008 в 23:25

    Отличная статья, эта тема и правда нигде не освещалась нормально, а между тем она довольно животрепещущая в свете распространения моды на «чистый», глянцевый дизайн — в этом смысле whitespace лучший друг и помощник.

  15. Ярослав Бирзул написал этот ответ 18 января, 2008 в 23:35

    Yorick, да — благодаря моде на чистые 2.0 интерфейсы, без малейшего «выпендрежа» белое пространство является лучшим другом и товарищем.

  16. Midgard написал этот ответ 19 января, 2008 в 20:20

    Спасибо за перевод статьи alistapart.com ;)

  17. Ярослав Бирзул написал этот ответ 19 января, 2008 в 20:43

    Midgard, какой?

  18. Midgard написал этот ответ 19 января, 2008 в 21:43

    www.alistapart.com/articles/whitespace/

  19. Ярослав Бирзул написал этот ответ 19 января, 2008 в 21:55

    Midgard, прочитал, благодарю. У дураков мысли сходятся.

  20. Midgard написал этот ответ 19 января, 2008 в 22:11

    Всегда пожалуйста :) У нас все для человека, все во благо человека © :D

  21. #1313 написал этот ответ 4 июня, 2008 в 11:53

    вам не кажется, что линий всё-таки многовато? :)

  22. #1313 написал этот ответ 4 июня, 2008 в 11:54

    ссылочка на скриншот, поясняющий мой предыдущий комментарий

  23. Ярослав Бирзул написал этот ответ 4 июня, 2008 в 12:12

    #1313, кажется. Это было связано с тем, что в бытность предыдущего дизайна мне приходилось форматировать статья с помощью «цитат», из-за глючности редактора. Они были без линий.

  24. Константин написал этот ответ 26 июня, 2008 в 07:19

    Старнно, что вы не нашли статьи на тему whitespace (негативное пространство, белое пространство). Я видел несколько переводов указанной выше статьи на русском. [Не говоря уже о том что готовил к публикации один из них ;)]

    Негативное пространство это мощный, но не универсальный инструмент. У него есть небольшая сложность в применении ввиду того, что негативное пространство это не пустое пространстао.

    Пространство должно групировать обьекты а не разделять их...а очень часто получается на сайте много «ям» когда после заголовка взгляд теряет визуальную нить и до абзаца уже не добирается.

    Довольно давно я читал шикарнейшую и самое главное доступную для простого смертного книги о дизайне, которая так и называется «Недизайнерская книга о дизайне»... очень всем рекомендую.

  25. Ярослав Бирзул написал этот ответ 26 июня, 2008 в 11:01

    Константин, эта книга у меня лежит на полке, никак не удосуживаюсь взяться за неё.

    По поводу статей: ну на момент написания (пол года прошло) я не нашел ни одной статьи на русском.

    Да и сейчас эта статья вызывает у меня улыбку :) Когда-нибудь я напишу продолжение, или перепишу эту.

  26. Solomia написал этот ответ 5 марта, 2009 в 15:51

    Эстетика и чувство вкуса — сестры прекрасного. Тем не менее, это знаем мы с ВАМИ. Но как передать клиенту все прелести белого пространства, если ему даже нелегко объяснить, что чрезмерный flash грозит его будущему сайту потеряться в безмерных просторах сети Интернет?

Напишите свой комментарий

Обратные ссылки

  • О простоте | О юзабилити веб интерфейсов
  • Блочная разметка в проектировании | О юзабилити веб интерфейсов